«Родитель» – это то самое кино, которое получило все главные призы нью-йоркского фестиваля в 2021 году, однако никто из съёмочной группы на вручение оных призов не попал. Что ж, судьба авторского кино в России никогда особенно лёгкой не была, хотя знала удачные дни. Кроме того, главная тема «Родителя» так тяжела и мучительна для миллионов людей, что тут уж не до наград и подарков – думаю, что для всего творческого коллектива главное – чтобы зритель посмотрел.
Влад Фурманов умеет рассказывать истории ясно, внятно, занимательно, с полным дружелюбием к зрителю, и доказательство тому – его телевизионные фильмы («Террористка Иванова», «Куприн», «Таинственная страсть»). Но «Родитель» снят в совсем других ритмах – лихорадочных, рваных, с применением эффекта любительской съёмки. Это рассказ о несчастных родителях детей-наркоманов, которые ещё не сдались и не смирились, которые идут напролом, пытаясь найти виновного в случившемся кошмаре и постоянно глядя себе в душу всё с тем же проклятым вопросом.
«Что я сделал не так?»
В центре фильма два друга, Миша (Михаил Пореченков) и Андрей (Влад Фурманов). У Миши на руках безумная дочь Юла, о трагедии сына Андрея мы узнаём лишь в самом конце картины, но и без подробностей ясно, что этот человек живёт под грузом несчастья. Мы вообще целиком погружены в эту самую «зону несчастья», печать которой на лице человека ни с чем не спутаешь. Их много, несчастных, оглушённых своим горем родителей, они находятся в постоянном движении, бросая на неласковый к ним мир растерянные взгляды (особенно хороши крупные планы почти бессловесного Пореченкова).
Да, но это лишь завязка «Родителя», далее перед нами развернётся история ловко задуманного и вполне изощрённо осуществлённого возмездия. Потому что из придавленных судьбой терпил наши герои, угрюмый обманчиво-звероватый Миша и артистически измождённый Андрей, превращаются в умных и безжалостных мстителей. Они ищут сеть распространителей, хотят добраться до самого верха этой системы, которая всех устраивает и всем выгодна, кроме жертв системы. Быть родителем, просто родителем – этого достаточно для счастливчиков, но для иных припасена другая доля, потяжелее.
Тема, конечно, не новая, но дело ведь в аранжировке, в деталях и нюансах – и тут режиссёр маху не даёт: сервировано виртуозно, аранжировано вдохновенно. Хорош мужской ансамбль, особенно главные герои. Имеются удачные женские образы – пронзительна Мария Шукшина в роли одной из матерей, прелестна Мария Миронова и даже Ангелина Стречина, наскучившая мне в сериалах, здесь произвела впечатление в роли отвратительной Юлы (реально веришь в бесовскую природу наркомании).
Время действия фильма не предъявлено с точностью до года – скорее всего, это начало XXI века, ещё нет тирании мобильных телефонов по крайней мере. (Кстати сказать, в это же время вышел исключительно мрачный роман Александра Мелихова «Чума», в котором личный опыт борьбы автора с распадом собственного сына претворён в прозу недюжинной силы.) Почему Влад Фурманов отступил от современности, перенёс время действия фильма? А это многие кинематографисты любят – играть со временем, им так интереснее. Тем более тема «родителя» – она же вечная. Породить в образе собственных детей бессмысленный, безумный, отрицающий себя мир – это трагедия, привязки к конкретным годам не имеющая.
Так же, как и проклятый родительский вопрос «что я сделал не так?». Понятно, что никакого ответа нет. Родители-мстители из фильма мстят, чтобы избавиться от боли, хотя ведь на самом деле главная вина лежит не на распространителях веществ.
Что там на далёком нью-йоркском фестивале так пленило жюри в картине «Родитель», это мы уже вряд ли поймём, погибло под завалами истории. Однако отечественное кино приросло неординарным фильмом Влада Фурманова – этого вполне достаточно.
Источник: argumenti.ru