Турция обвиняет Грецию в милитаризации

Недавний обмен крайне жёсткими заявлениями между руководством Турции и Греции сильно напоминает предвоенный. С другой стороны, турки и греки столько раз обменивались подобными заявлениями, проводили маневры, да и «воздушных боёв без применения оружия» (а то и с применением) в Эгейском море между сторонами тоже хватало. Но сегодня говорят о том, что стороны подошли к конфликту очень близко – буквально как в 1974 г. во время кипрской агрессии Турции.

Неделю назад турецкий министр иностранных дел М. Чавушоглу призвал Грецию вывести свои войска с островов Эгейского моря. За неделю до этого он же заявлял, что Анкара откажется от признания греческого суверенитета над этими островами, если Афины будут продолжать игнорировать требования Турции. Две страны разделяет множество проблем в отношениях. Есть ещё кипрская проблема, нефтегазовая разведка, проводимая турками в водах вокруг Северного Кипра. Идут споры вокруг исключительных экономических зон и территориальных вод Греции и Турции, и воздушного пространства.

Страны возобновили диалог на высоком уровне в январе 2021 г., при этом Турция считает, что её несправедливо лишают доступа к минеральным ресурсам Средиземноморья. Она обвиняет греков в милитаризации, направленной против Турции, что, кстати, правда. Анкара отрицает обвинения, что в 2020 г. устроила «нашествие» беженцев на Европу и прежде всего Грецию. Но несколько недель назад президент Турции Эрдоган заявил, что отказывается от диалога с премьером Греции Мицотакисом, сославшись на его высказывания о Турции во время поездки в США.

Но сейчас основные претензии турок касаются именно милитаризации греками островов. Мол, эта политика ведётся с 1960 г., терпение Турции на исходе, и она готова решить эту проблему. Имеется в виду военным путём.

 

Суть вопроса

Что это за острова и есть ли у турок основания требовать что-то от Греции? Да, есть. Если посмотреть на карту, то видно, что Греции принадлежат почти все острова, расположенные между этой страной и Турцией. И контроль над Эгейским морем принадлежит грекам, а турки, получается, «прижаты» к своему берегу. И исключительная экономическая зона (ИЭЗ) у греков большая, а у турок её в этом районе почти и нет. При этом, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 г., Греция не имеет права размещать войска и вооружение на 7 островах, а кроме того, есть Парижский мирный договор 1947 г., по которому запрет установлен ещё на 9 островов, включая и Родос, Хиос, Лесбос, и прочие хорошо известные названия.

Однако если взглянуть на структуру армии Греции, то мы увидим, что в сухопутных войсках там есть командование ASDEN, отвечающее за оборону, как когда-то говорили, «Архипелага» (островов в Эгейском море). Оно состоит из аэромобильной бригады на Крите (на Крит запрета нет) и 7 командований на других островах, со штабами на тех самых Родосе, Хиосе, Лемносе и прочих островах. То есть они размещены на «запретных» островах.

Например, 95-е главное командование Нацгвардии Греции со штабом на Родосе насчитывает 20 подразделений уровня батальона, включая танковые, мотопехотные, артиллерийские и зенитные. Другие такие командования также насчитывают по десятку-полтора батальонов. Вполне серьёзно для войны на островах.

Есть подобные командования и у ВМС, морской пехоты и ВВС Греции. Разумеется, греки имеют право защищать свою территорию от агрессивного соседа, помня своё прошлое, но договора-то нарушаются. Да и турок понять можно: желание Греции расширить территориальные воды с 6 морских миль до 12 для них является объявлением войны. Как говорил один турецкий высокопоставленный офицер, «в этом случае греки могут из своих территориальных вод сразу высаживаться в Турции». Уж больно там тесно и так «грамотно» разделены были земли, чтобы были вечные конфликты. А уж какие-нибудь батареи противокорабельных ракет (ПКР) могут и вовсе парализовать деятельность турецкого флота в огромном регионе. Впрочем, и обратное тоже справедливо.

Кстати, ещё одним вопросом является статус незаселённых островков, которых там множество. Островки-то есть, и территориальные воды, и ИЭЗ вокруг них есть – и турки на ряд из них претендуют. Они имеют на них куда больше прав, чем японцы на столь же безлюдные островки гряды Хабомаи, которую, как и остальные острова Южных Курил, им не видать, как селёдке ушей.

 

Наследники чужой славы

И даром бы только острова делили, но сторонам куда важнее шельф вокруг них и потенциальные нефтегазовые ресурсы. В общем, ситуация трудноразрешима. Переговоры могли бы помочь, но греки, которых подталкивают в спину французы и итальянцы и прочие недовольные действиями сильно самостоятельных турок, включая и Вашингтон, ведут себя весьма жёстко. Турки, которые тоже вообразили себя наследниками славы Сулеймана Великолепного, который в одиночку вёл наступательные войны против коалиции самых сильных христианских государств Европы, также уступать не намерены.

Хотя по большому счёту турецким ВС до армии Сулеймана Великолепного – как современной греческой армии до непобедимых фаланг спартанских царей, афинских стратигосов времён Перикла или, скажем, Филиппа и Александра Македонского. Хотя формально турецкая армия, флот и ВВС – посильнее греческих, и обе армии активно перевооружаются. Причём если турки сейчас делают упор на собственные силы, то греки закупают американское и французское вооружение. Раньше закупали и российское, но ещё до 2014 г. кредиторы вынудили греков отказаться от многих крупных контрактов.

Дойдёт ли сейчас до войны между сторонами? Исключать этого нельзя. Проводимая Россией специальная военная операция на Украине – удачный момент для «обтяпывания» своих дел другими странами. Турки вполне могут решить, что ждать, пока греки закупят себе побольше «Рафалей» и «Абрамсов», нельзя. Стоящие за спиной Греции страны тоже могут подумать, что сейчас удачный момент для того, чтобы «обломать рога» излишне бодливой Турции.

При этом в то, что та же Франция, несмотря на любые обещания Греции, вмешается на стороне Греции в боевые действия, не верится. Скорее всего, Париж «поможет» точно так же, как НАТО – Украине. То есть никак. Оружие, которое НАТО поставляет на Украину, несмотря на формально немалые объёмы и особенно списываемые (по карманам) суммы, совершенно недостаточно для нужд ВСУ и не обеспечит Украине ничего, кроме затягивания агонии.

А греков, скорее всего, «кинут» ещё красивее. Сошлются на то, что члены НАТО должны разбираться между собой сами, да и дадут возможность двум странам пускать друг другу кровь подольше и побольше. А там, глядишь, как устанут – и замирят на нужных кому угодно, но не Афинам и Анкаре условиях. Обычное дело для «белых господ».

 

«Больной человек в НАТО» даёт Альянсу прикурить

В своё время Османскую империю называли в Европе «больным человеком на Босфоре». Выражение вошло в оборот после тяжёлых поражений османов от русских, ведомых блистательными полководцами Екатерины II. Но при этом не раз битый русскими «больной человек» умудрился неплохо дать прикурить англо-французам в Дарданеллах во время Первой мировой войны. Вот и сейчас Турция пытается активно играть свою собственную роль в региональной политике и демонстрирует, что внешнее управление с Анкарой более не работает.

Недавнее «торпедирование» турками крайне неумной идеи запихнуть на волне страха и антироссийской истерии Швецию и Финляндию в НАТО – тому яркий пример. Турки за своё согласие выкатили столько требований и к этим двум странам, что выполнить их даже частично было попросту невозможно. Уже ясно, что шведы и финны могут попрощаться с НАТО, не встретившись.

При этом турки, по сути, становятся «больным человеком НАТО»: вечным источником головной боли и конфликтов. Из-за позиции Турции вокруг Ливии и их соглашения с тогдашним правительством в Триполи по поводу исключительных экономических зон (ИЭЗ) в Средиземноморье турки чуть не оказались в конфликте с целой коалицией стран НАТО, включая Францию и Грецию. В Сирии позиция Турции также шла и идёт вразрез с позицией США и их прихлебателей, хотя и с Россией у турок не всё там гладко. Примеров можно привести множество, но именно греко-турецкие отношения – это пример самый яркий и постоянный.

И ведь из альянса турок не выкинешь – они слишком нужны Вашингтону. Там прекрасно понимают, что внеблоковая Турция быстро может оказаться на стороне Москвы, с которой у Анкары куда меньше разногласий. Да и антиамериканские настроения в Турции велики и искусно подогреваются властями. С другой стороны, Турция вполне способна блокировать любую работу альянса, которую посчитает неуместной или опасной. Эрдогана уже начали называть «агентом Путина в Брюсселе», что, конечно, смешно, но лишь отчасти.

 

Поболеем за красивый футбол?

Возникает вопрос – а России-то чью сторону выбрать? У Москвы в регионе есть свои интересы. Прежде всего и с греками, и с турками у нас давние связи. С Турцией мы местами сотрудничаем, местами соперничаем. Греки нам тоже не самые чужие люди. Рядом – Сирия, где у нас весьма мощный контингент и множество баз. Ливия, где у нас также имеются интересы и неофициальное (в виде ЧВК) присутствие, – тоже недалеко. Египет, который также с турками на ножах, – тоже дружественное нам государство. А в районе вероятного конфликта сейчас находятся отряды кораблей и подлодок российской Средиземноморской оперативной эскадры, которая перед началом СВО была серьёзно усилена.

Так что, если не получится удержать стороны в рамках дипломатии, стоит пожелать победы обеим сторонам и не ввязываться в конфликт. Как говорится, «я не болею ни за одну из команд, но болею за красивый футбол». Заодно и от нашей СВО внимание «коллективного Запада» отвлечётся. Это, безусловно, плюс.

Источник: argumenti.ru

От Sukhodolskiy

Фотокор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *