«Впервые после 1917-го»: философ Виталий Даренский о русском социальном идеале

На вопрос «Как нам обустроить Россию?» возможен такой ответ: обустроить в соответствии с русским социальным идеалом. Своим пониманием этого идеала делится профессор Луганского государственного педагогического университета Виталий ДАРЕНСКИЙ – доктор философских наук, участник Философского собора «Великое русское исправление имён».

– Итак, что же это за идеал такой?

– Речь идёт о выживании в условиях перманентной внешней агрессии и скудной природы. О выживании благодаря культуре взаимопомощи («общинности») и культуре нестяжательства (приоритета духовного над материальным), чем определялось и особое отношение народа к Российскому государству. Именно в той мере, насколько реализовывался этот идеал в различные эпохи русской истории, зависела жизнеспособность народа, а отступление от него всегда вело к катастрофам.

– А что за особое отношение народа к государству?

– Сравню с Западом. Западный стиль власти построен по модели рынка: власть здесь – посредник в борьбе интересов, а политика – рынок оплаченных услуг. Короче говоря, принцип найма и контроля. Нравится это кому-то или нет, но такой государственной власти в России никогда не существовало. Для России характерна другая культура – культура предельного доверия к власти. Этот принцип всегда оказывался полностью оправданным и эффективным, поскольку привёл русский народ к колоссальным успехам в строительстве государства, защите от внешних и внутренних врагов и способствовал созданию великой русской культуры. Катастрофы начались в ХХ веке именно потому, что народ не проявил достаточного доверия к власти, поверив революционерам. А в результате получил совсем иную власть со всеми признаками подлинного деспотизма, взращённого «передовыми» европейскими идеологиями: сначала марксистской – после 1917 года, а затем либеральной – после 1991-го. И только лишь когда в народе возрождалась культура доверия к власти, тогда и власть получала пространство для развития, сама перерождалась и становилась если не подлинно народной, то по крайней мере стимулирующей развитие народа.

Культура доверия к власти основана не только на её конечной эффективности, но также и на «отеческом», «семейственном» характере и власти, и общественности в целом. По выражению философа Н. Зёрнова, царь понимался русскими как «глава народа-семьи».

– А сегодня так воспринимается президент Путин?

– Верно.

– Виталий Юрьевич, вы человек верующий, а в православии монарх венчается на царство и понимается как помазанник Божий. Корректно ли уподоблять монарху лидера, который монархом не является?

– Модель «народа-семьи» сейчас в России работает так же, как и много веков назад, и именно она обеспечивает её жизнеспособность. 70% населения, согласно соцопросам, стабильно поддерживает все действия Путина. Собственно, это и есть тот русский народ, о котором сейчас можно говорить. Остальные 30%, за редкими исключениями, – это, по выражению историка В. Махнача, «реликтовое население», и от него судьба России не зависит. Исключениями, о которых я говорю, являются строгие православные люди, которые всецело будут поддерживать только царя, а не президента. По пророчествам святых, монархия в России восстановится каким-то весьма неожиданным, «чудесным» образом, поэтому не стоит много рефлексировать на эту тему.

Скажу о другом. Как писал И. Солоневич (белоэмигрантский мыслитель. – Прим. «АН»), «монархия, конечно, не есть специфически русское изобретение. Она родилась органически, можно даже сказать, биологически, из семьи, переросшей в род, рода, переросшего в племя, и т.д. Отличительная черта русской монархии, данная уже при её рождении, заключается в том, что русская монархия выражает волю не сильнейшего, а волю всей нации, религиозно оформленную в православии и политически оформленную в империи. Воля нации, религиозно оформленная в православии, и будет «диктатурой совести». Только этим можно объяснить возможность манифеста 19 февраля 1861 г. (Манифеста об отмене крепостного права. – Прим. «АН»): «диктатура совести» смогла преодолеть страшное сопротивление правящего слоя, и правящий слой оказался бессилен. Это отличие мы всегда должны иметь в виду: русская монархия есть выразительница воли, то есть совести, нации, а не воли капиталистов, которую выражали оба французских Наполеона, или воли аристократии, которую выражали все остальные монархии Европы».

– Ведёте к тому, что Путин сейчас преодолевает сопротивление правящего слоя?

– Да. Сегодня Россия впервые после 1917 года восстанавливается как народное русское государство, которое может быть основано только на принципе всеобщего служения. Иначе оно снова будет уничтожено.

– И что должно произойти, когда народ и президент одержат победу над, как её в последнее время называют, «элиткой»? Дождёмся ли, например, прогрессивного налогообложения? Оно, кстати, было введено – эффективное и многоступенчатое – в 1916 году.

– Прямо сейчас прогрессивное налогообложение привело бы к бегству крупных капиталов из страны. Ведь эти люди, многие из них, остаются здесь только ради своих сверхприбылей, а вовсе не из патриотических соображений. Прогрессивное налогообложение можно будет ввести только в «изолированной» русской экономике, которая сейчас создаётся. Именно поэтому запущен такой страх перед «изоляцией» – у этого страха есть конкретные заказчики. В целом же важно понимать, что преодоление президентом сопротивления правящего слоя – это вопрос выживания и самого президента, и России в целом. Если не преодолеть, то они преодолеют нас. Третьего не дано.

– Раз уж вы сослались на Солоневича, то кое-что напомню. Сопротивляться крупным капиталистам, аристократам и бюрократам русская монархия, как он считал, могла лишь при поддержке «снизу», то есть при опоре на общинное самоуправление. Сегодня в России местного самоуправления де-факто нет: во-первых, оно не располагает достаточным финансированием для решения своих задач, а во-вторых, его выборность формальна – по большей части всё решает вертикаль «Единой России» во главе с Дм. Медведевым.

– Самоуправление было уничтожено большевиками, которые создали полный диктат государства во всех сферах. С тех пор фактически ничего не изменилось – только теперь кроме бюрократии самоуправление контролируется местными микроолигархами с их полу- (а часто и не полу-) криминальными связями. В этой сфере сегодня ничего поменять невозможно. Самоуправление всегда основано на массе частных собственников со своими, пусть и небольшими, капиталами. А сейчас население пролетаризировано, самостоятельных собственников – всего несколько процентов населения, то есть социальная база для местного самоуправления отсутствует. Видимо, современному государству придётся как-то обходиться без него.

– Вы пишете: «Актуализация русского характера в современных условиях является главным фактором возрождения жизнеспособного типа человека и непотребительского общества». Возможны ли «актуализация русского характера» и «непотребительское общество» на уровне топ-менеджеров госкомпаний? А не только на уровне, например, школьных учителей. Про которых Дм. Медведев, ранее работавший таким топ-менеджером, сказал, что учительство, видите ли, – не заработок, а призвание.

– Актуализация русского характера возможна у всех без исключения. Как известно, Савл – гонитель Христа – стал потом Его апостолом, стал Павлом. Любой человек способен на нравственное преображение и изменение своей политической и жизненной позиции – в тех случаях, когда в его душе пробуждаются глубинные смыслы, хотя бы бессознательно усвоенные от предков. Я сам знаю много таких случаев и имел возможность убедиться в искренности этих людей. Другое дело, что эти люди, как правило, всё равно остаются по рукам и ногам связанными со своим прошлым, и потому им в полной мере так и не удаётся стать иными. Полное возвращение к идеалу Православного Царства, видимо, уже невозможно никогда – мир движется к Апокалипсису, и это дорога в один конец, а не по кругу. Но чудо всегда было и остаётся главным законом русской истории.

– В вашей антипотребительской риторике меня смущает один момент. Есть православно-аскетическое мировоззрение, а есть – принуждение к бедности и борьба с «кулацким индивидуализмом», уничтожающие личную инициативу.

– Большевистская коллективизация – одна из самых страшных катастроф во всей русской истории, сопоставимая лишь с нашествиями Батыя и Гитлера. Она уничтожила крестьянство как таковое: колхозник – это не крестьянин, а раб государства. В сталинскую эпоху рабство выступало в самом чистом виде, позже очень смягчилось, но суть от этого не меняется. В целом же большевизм был самой радикальной формой западничества в России, а радикальное западничество не может ничего создать, оно может только разрушать. Поэтому СССР в 1930-е годы фактически восстановил, хотя и под другими названиями, все структуры традиционного общества: монархию, сословное общество, идеологию как карикатуру церкви и т.д. Однако эти карикатурные формы подспудно разрушались, поскольку были лишены религиозной основы. В том числе и правовой нигилизм – это советское наследие в чистом виде. В СССР позднего периода, который я хорошо помню, в массовом сознании любой закон воспринимался как издевательство государства над народом, и его презирали в принципе.

Большевизм паразитировал на православно-аскетическом воспитании народа и вообще мог существовать только до тех пор, пока оно существовало. Как только с 1960-х годов стали доминировать новые, уже чисто советские поколения с их материалистическим и гедонистическим мировоззрением, СССР был уже обречён. «Советский» коллективизм был вовсе не советским, он достался в наследство от православной России, а СССР его как раз и уничтожил. Очень ярко это показали наши великие писатели-«деревенщики». В. Шукшин вопрошал в конце жизни: «Что с нами происходит?» А происходило нравственное вырождение народа, разрушение совести, семьи и трудовой этики. Русский народ вымирает уже полвека – с 1970-х годов. В позднем СССР население росло только за счёт Средней Азии и Кавказа. Кстати, президент Путин в одном своём выступлении около года назад заметил, что если бы сохранился СССР, то он уже не был бы славянским государством. Это явно хорошие демографы ему дали точную справку.

Как вы, уроженец Донбасса, относитесь к восстановлению памятников Ленину на освобождённых территориях? Особенно – на фоне слов российского Верховного главнокомандующего о решающей роли большевиков в становлении проекта «Украина».

– Отношусь абсолютно отрицательно. И не только в силу своих убеждений, но и в чисто прагматическом плане: это лишь играет на руку западной и украинской пропаганде, которые очень удачно создают из России пугало для всего мира в виде СССР-2. В Великую Отечественную наш народ шёл в бой за Россию как таковую – не за большевистское государство, но за Россию как сакральную Родину. Памятники Ленину – это символы национального мазохизма и беспамятства.

Источник: argumenti.ru

От Sukhodolskiy

Фотокор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *