В Москве реконструируют клуб фабрики «Свобода»: проблемное творение Константина Мельникова
Судьба здания на Вятской улице была максимально сложной
Реставраторы продемонстрировали москвичам возрожденные фасады бывшего клуба парфюмерной фабрики «Свобода» на Вятской улице. Это один из домов культуры, построенных в Москве по проекту легендарного Константина Мельникова — причем судьба здания была максимально сложной. Сначала авангардный клуб конструктивно упрощали, затем в частных руках отреставрировали под «дорогой-богатый» банкетный зал. Сейчас, кажется, клуб обретает изначальные формы — но лишь синхронно с трансформацией всего квартала.
тестовый баннер под заглавное изображение
Работы на объекте культурного наследия (статус памятника регионального значения присвоен клубу еще в 1990 году) планируют завершить весной этого года. Проект реставрации был составлен на основе сохранившихся чертежей, зарисовок и фотографий. Отметим, что пользоваться документами и прочими источниками пришлось много: за 95 лет с момента постройки ДК изменился почти до неузнаваемости, а интерьеры были во многом утрачены в 2000-е.
Всего Константин Мельников спроектировал четыре здания ДК для Всесоюзного профсоюза работников химической промышленности СССР — помимо клуба рабочих фабрики «Свобода», это клуб Дорхимзавода имени Фрунзе, завода «Каучук» и Клуб фарфористов в Ликино-Дулево. Все четыре постройки сохранились, две из трех московских — клубы Дорхимзавода и «Каучук» — были качественно отреставрированы в последние 15 лет. ДК фабрики «Свобода» был едва ли не последним из московских конструктивистских ДК, находившихся в плачевном состоянии.
Судьба здания оказалась сложной сразу по нескольким причинам. Во-первых, именно с клубом парфюмеров Мельников решил максимально поэкспериментировать. «Во Дворце на Вятской улице зрительный зал запроектирован удлинённой эллиптического сечения цистерной, которая разрезалась опускной стеной пополам на «кино» и «театр» со всей сложно оборудованной сценой», — отмечал на склоне лет сам автор проекта. Помимо необычной топологии здания, планировки и расчетное использование тоже никак не назвать обычным: предполагалось, что большие массы людей будут не только входить и выходить в клуб, но и проходить сквозь него на демонстрациях: с одного фасада ДК находится Вятская улица, с другого, заднего — стадион, который позже назвали «Автомобилист».
А кроме этой экзотической задумки, Мельников запроектировал в цоколе клуба плавательный бассейн (который не был воплощен за отсутствием тогда на Вятской улице водопровода и канализации). На бумаге остались и пандусы для того самого прохода демонстраций. Зато внешние лестницы (способ сэкономить пространство — внутренние «сжирали» полезный объем) как раз и были возведены, в результате геометрия здания заметно осложнилась.
С самого начала проект осуждали за «формализм» — и в данном случае хорошо видно, что это строительно-архитектурное ругательство означало порой не только отсутствие колонн и прочих «рюшечек», но и сложность в эксплуатации. Много стеклянных поверхностей, те самые внешние объемы, раздвижная стена — все это натурально бесило эксплуатационщиков (как, кстати, и на кинотеатре «Ударник») и было в 1950-х годах благополучно убрано. Дом культуры привели к «усредненно-функциональному» виду, и к постсоветским временам оно никакой достопримечательностью не являлось (кроме как для немногочисленных ценителей Мельникова).
Реставрация же 2004-2006 годов, хотя и продлила жизнь зданию, не возродила его, а, по тогдашним оценкам специалистов по архитектуре авангарда, сгубила остатки интерьеров: коммерческий банкетный зал, который там был обустроен и работал до начала 2016 года, не имел ничего общего в оформлении с творением Константина Мельникова. Внешний облик восстановили, но тоже не полностью.
Сейчас, когда накоплен и опыт, и вкус в реставрации объектов русского авангарда, куда меньше оснований опасаться за сохранность ДК. Можно ожидать, что здание куда больше будет напоминать постройку эпохи апогея конструктивизма — в СССР он пришелся именно на рубеж 1920-30-х годов. Парадоксальным образом, с мертвой точки дело сдвинулось в тот момент, когда под реконструкцию попал весь квартал на пересечении Вятской улицы и 4-го Вятского переулка — по условиям КРТ (комплексного развития территорий) это здание должно быть отреставрировано, а вокруг возведут деловой и торговый квартал.
Похоже, что с ДК фабрики «Свобода» будет что-то похожее на ту метаморфозу, что произошла с хлебозаводами конструкции инженера Марсакова — имени Зотова на Ходынской улице и номер 9 на Новодмитровской. Благодаря реконструкции окружающих территорий памятники качественно отреставрированы. Правда, ценой утраты изначальной функции и необратимого изменения масштаба всей окружающей застройки. Но альтернатив, кажется, в наше время не предлагается.
Источник: www.mk.ru