Креативные индустрии создают новую культурную идентичность столицы

0 10

Город, в котором удобно творить

В Москве в рамках подготовки городского бюджета на следующий год утвержден перечень ключевых проектов для поддержки креативных индустрий. Площадки, на которых развивается кино, ИТ, театр, издательское дело продолжают развиваться благодаря вложениям города в инфраструктуру, гранты, образовательные программы. Такая стратегия развития год за годом превращает Москву в один из наиболее развитых и комфортных для творческих и интеллектуальных проектов городов мира.

Креативные индустрии создают новую культурную идентичность столицы

Праздник в кинопарке «Москино».

тестовый баннер под заглавное изображение

Креативные индустрии сравнительно недавнее понятие мировой экономики. Оно отражает резко возросший вес интеллектуального производства в валовом продукте всех развитых стран. К числу креативных индустрий относят кинопроизводство, мультипликацию, производство компьютерных игр и программ, а также музыку, архитектуру, рекламу, моду, дизайн и другие.

В Москве в числе ключевых проектов, которые получают поддержку городских властей, — развитие киноиндустрии, кластер видеоигр и анимации, а также международные мероприятия, которые интегрируют московские креативные индустрии в мировой контекст.

«Годовая выручка предприятий этой сферы в 2024 году составила 6,7 триллиона рублей, — отмечает в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. — В столице в ней работают порядка 1,4 миллиона человек. Москва формирует больше половины валовой добавленной стоимости креативных индустрий России и известна десятками креативных кластеров, которые успешно развиваются как частным бизнесом, так и городом».

Сейчас в Москве более 113 тысяч компаний и предпринимателей креативного профиля. А выручка сектора за последние 5 лет удвоилась. Ключевым фактором развития креативных индустрий в столице стала поддержка городских властей: именно пять лет назад, в 2020 году, была создана специальная система поддержки этого сектора во главе с Агентством креативных индустрий. Эта организация — своего рода «акселератор», предоставляющий творческим предпринимателям и специалистам возможности для развития в сфере дизайна, моды, кинопроизводства и анимации, арт-индустрии, издательского дела, музыки, создания видеоигр.

Свыше 16 тысяч предпринимателей получили за пять лет поддержку АКИ. Речь идет о грантах, образовательных программах и выстраиваемой в Москве инфраструктуре творческих кластеров.

Яркий пример такой многосторонней поддержки — кинематографическая инфраструктура, выстроенная в столице за последние годы. Сейчас именно в Москве снимается более 90% российского киноконтента — этому способствует развитие московского кинокластера. Его жемчужина — один из крупнейших в мире кинопарков «Москино» в ТиНАО, где уже сейчас есть 34 натурных площадок и шесть павильонов, а к 2030 году число площадок дойдет до 70. За два года работы здесь снято более 150 фильмов и сериалов, в том числе зарубежных — в Москве работают, например, коллеги-кинематографисты из Индии.

Еще один важный элемент киноинфраструктуры — кинозавод «Москино» на Рязанском проспекте. Там есть четыре съемочных павильона, два павильона расширенной реальности со стенами, состоящими из светодиодных экранов, центр костюма и реквизита и другие важные для киноиндустрии функциональные объекты. На этом заводе будет в перспективе построен и бассейн глубиной 7 метров для подводных съемок. А историческое ядро московского кинокластера — одна из старейших в России Киностудия имени Горького на улице Сергея Эйзенштейна. Ее реконструкция должна завершиться до конца 2025 года.

В этом году запланировано открытие и другого важнейшего специализированного кластера — в «Сколково» появится большой центр производства видеоигр и анимации. Здесь к услугам резидентов будет полный цикл производства — от студий с захватом движения до поддержки продвижения на международных рынках. Сейчас резидентов в новом кластере уже 33.

Мода и дизайн — крайне перспективные творческие отрасли, поскольку именно они зачастую создают положительный медиаобраз страны на мировой арене. В последние годы в Москве развитию собственной школы дизайна одежды и интерьеров уделяется значительное внимание. Так, каждый год в столице дважды проводится Московская неделя моды. В марте 2025 года этот форум посетили 65 тысяч человек.

Аналогичные форумы проводятся и в других сферах: в мае этого года состоялась шестая Московская неделя интерьера и дизайна — за годы работы на ней были представлены свыше 5,2 тысячи компаний. А совсем недавно, с 9 по 14 сентября, состоялась вторая Московская международная издательская неделя, в которой участвовали представители России и еще 17 стран, включая Индию и Китай, — то есть стран, где проживает большинство мирового населения.

Цель Москвы — стать одним из центров творческой экономики мира. Для этого, в частности, организована поддержка предпринимателей, которые при содействии городского правительства в 2024 году уже заключили около 100 экспортных контрактов на общую сумму свыше 1 млрд рублей.

Площадками для заключения таких контрактов становятся такие международные форумы, как прошедший в августе 2025 года в «Зарядье» модный BRICS+ Fashion Summit или Московская международная неделя креативных индустрий в декабре 2024 года. Становясь одним из локомотивов российской — и в первую очередь московской — экономики, креативные индустрии меняют не только облик Москвы на международной арене, но и меняют сам город, трансформируя его культурную идентичность. Столице все более к лицу роль мирового культурного центра.

Источник: www.mk.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.